16+

Новости налоговой инспекции

| | | Изменения в части досудебного урегулирования налоговых споров
16.09.2013 Изменения в части досудебного урегулирования налоговых споров

Изменения,  внесенные   Федеральным  законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ, направлены на совершенствование налогового администрирования,  в том числе с целью соблюдения налоговыми органами существенных условий процедуры рассмотрения материалов актов и иных материалов мероприятий налогового контроля.

 

Увеличен срок для представления

возражений на акт проверки

Согласно пункту 6 статьи 100 Кодекса налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Рассматриваемым Законом данный срок продлен до одного месяца.

Следует отметить, что частью 7 статьи 6 Закона установлены переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 100 Кодекса в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (часть 1 статьи 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.

Таким образом, лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителем), по актам налоговой проверки в целом или по их отдельным положениям, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки.

 

Увеличен срок для представления возражений

на акт о выявлении налоговых правонарушений

В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 Кодекса дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением статей 120, 122, 123 Кодекса) рассматриваются в порядке статьи 101.4 Кодекса. Напомним, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке статьи 101 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 Кодекса при выявлении правонарушений составляется акт. В нем, в частности, указываются факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства (пункт 2 статьи 101.4 Кодекса). Если налогоплательщик не согласен с данными фактами, он вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения (пункт 5 статьи 101.4 Кодекса).

Рассматриваемым Законом срок на представление возражений увеличен. После вступления в силу поправок он будет составлять один месяц.

Следует отметить, что частью 7 статьи 6 Закона установлены переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 101.4 Кодекса в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (часть 1 статьи 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.

        Данный Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован 24 июля 2013 года), за исключением отдельных положений.

Таким образом, лицом, совершившим налоговое правонарушение, по актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 Кодекса) в целом или по их отдельным положениям, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение одного месяца со дня получения акта.

 

В соответствии  с пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 153-ФЗ) вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Указанный закон был опубликован 03.07.2013  на официальном интернет-портале правовой информации.

Официальный интернет-портал правовой информации с 10.11.2011 получил статус источника официального опубликования правовых актов.

Таким образом, датой вступления в силу Закона № 153-ФЗ является         03.08.2013.

Статья 3 Закона № 153-ФЗ  определяет «переходные положения», согласно которым в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) подана до дня вступления в силу указанного закона, то применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса) без учета изменений.

 

Изменения в части обязательного порядка досудебного обжалования

Согласно положениям Закона № 153-ФЗ для обжалования решений по налоговым проверкам, и иных ненормативных правовых актов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов установлены различные порядки подачи жалоб и рассмотрения их налоговыми органами.

Положения Закона № 153-ФЗ об обязательности досудебного обжалования, то есть положения, по которым обращение в суд возможно только после подачи  жалобы в налоговый орган, до 01.01.2014 распространяются только на решения по налоговым проверкам,  принятым в порядке статьи 101 Кодекса. Таким образом, до 01.01.2014 сохраняется обязательный досудебный порядок обжалования  только  решений по налоговым проверкам, а другие акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц в обязательном порядке должны перед обращением в суд обжаловаться в налоговых органах только начиная с 01.01.2014.

Пунктом 2 статьи 138 Кодекса (в редакции Закона № 153-ФЗ) с 2014 года вводится норма о том, что в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Все остальные положения Закона № 153-ФЗ, в том числе относительно сроков подачи и требований к содержанию жалоб (поступивших, начиная с 03.08.2013), порядка их рассмотрения, возможности оставления без рассмотрения, оценки дополнительных документов вступают в силу с 03.08.2013.

С 01.01.2014 иные акты ненормативного характера, действия и бездействие  должностных лиц территориальных инспекций также подлежат обязательному досудебному обжалованию в вышестоящем налоговом органе – Управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации, а иные акты ненормативного характера, действия и бездействие  должностных лиц МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации – в Федеральной налоговой службе.

 

О сроках подачи жалобы

С момента вступления в силу закона № 153-ФЗ сроки на подачу жалоб определены  в зависимости от категории оспариваемого акта налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, в том числе: 1 месяц - в случае апелляционного обжалования не вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении либо  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 9, статьи 101, статьи 101.2, статьи 139.1 Кодекса); 1 год – в случае обжалования  вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке (статья 139 Кодекса), и в случае обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов; 3 месяца – в случае обжалования решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по жалобе (апелляционной жалобе) на решение по налоговым проверкам, а также в случае обжалования решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по жалобе на иные акты ненормативного характера и действия (бездействие) должностных лиц нижестоящих налоговых органов (статья 139 Кодекса).

 

О вступлении в силу решения по жалобе

В соответствии с пунктом 5 статьи 140 Кодекса вышестоящий налоговый орган в случае установления при рассмотрении жалобы  (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, и вынести решение в соответствии с пунктом 3 статьи 140 Кодекса.

Кроме того, согласно положениям пункта 5 статьи 140 Кодекса, вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.

При этом согласно положениям пункта 2 статьи 138 Кодекса, в отношении актов налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), обязательный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган не предусмотрен.

Вынесенные вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) решения вступают в силу со дня их принятия.

 

О содержании жалобы

Согласно положениям пунктов 1 и 4 статьи 139.2 Кодекса установлено, что жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем,  с приложением документов, подтверждающих полномочия этого представителя.

В главе 4 Кодекса определено право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Как следует из положений указанной главы Кодекса  законными представителем налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 139.2 Кодекса определено, что в жалобе указывается фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу.

В случае, если жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание, вышестоящий налоговый орган оставляет такую жалобу без рассмотрения (статья 139.3 Кодекса).

В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, обращение не рассматривается.


Возврат к списку


Контактная информация

Кемеровская область, 652120, пгт. Ижморский, ул. Ленинская, 63
Телефон: 8 (38459) 2-34-60
Email: adm-ijmorka-rn@ako.ru

Главный редактор: Александр Николаевич Малышко
Телефон: 8-38459-2-33-87
Email: ijmorka@mail.ru