16+

Новости налоговой инспекции

| | | Досудебное урегулирование налоговых споров – выбор современных налогоплательщиков
21.12.2012 Досудебное урегулирование налоговых споров – выбор современных налогоплательщиков

Досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы было установлено более 10 лет назад - с момента принятия части первой НК РФ.

   Новый порядок обжалования решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, вступил в силу с 1 января 2009 года.

   В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, необходимо соблюсти соответствующий досудебный порядок обжалования решения налогового органа.

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой двухуровневую систему.

Первый уровень – это уровень налоговых инспекций, на котором рассматриваются возражения налогоплательщиков на акты налоговых проверок. По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщиков инспекциями принимаются решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Второй – это уровень вышестоящего налогового органа по отношению к налоговым инспекциям – Управления Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту РФ. Управление рассматривает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых инспекций принятые, в том числе по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщиков. Иначе говоря, если налогоплательщик не согласился с тем, как инспекция рассмотрела его возражения по акту налоговой проверки и отразила это в своем решении, он вправе обратиться в Управление с жалобой.

  Досудебное обжалование решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности является обязательным (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд не станет рассматривать заявление налогоплательщика, если он не подтвердит, что обращался с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

  Обжаловать решение инспекции можно как полностью, так и в части.

  Согласно действующему законодательству решение налогового органа может быть обжаловано в суд только после того, как оно будет оспорено в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). При этом НК РФ не уточняет, должен ли налогоплательщик оспорить в вышестоящем налоговом органе каждый эпизод решения.

Учитывая противоречивость судебной практики, при составлении жалобы в вышестоящий налоговый орган целесообразно:

- отражать в ней все эпизоды, которые вы планируете оспорить в суде;

- излагать ее таким образом, чтобы предмет обжалования совпадал с тем, что будет оспариваться. Налогоплательщику необходимо заявить в жалобе требования и по штрафу, и по доначисленному налогу, и по пеням (если будете оспаривать их в суде).

При такой формулировке требований решение будет считаться обжалованным в целом, а обязательная досудебная процедура будет соблюдена в отношении всех его эпизодов. Обратившись в суд, налогоплательщик сможет оспорить любую часть решения, включая те разделы, доводы по которым он не заявлял в вышестоящий налоговый орган.

 Досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган может быть апелляционным (в отношении решения, которое не вступило в силу) или обычным (обжалование вступившего в силу решения).

Итак, пока решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности не вступило в силу, налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу (абз. 1 п. 2 ст. 101.2, абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Такое обжалование дает налогоплательщику преимущество: подача жалобы отсрочит вступление решения в силу. Оно вступит в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (абз. 2 п. 9 ст. 101, абз. 2, 3 п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Значит, налогоплательщику  еще некоторое время можно будет его не исполнять.

В то же время пени в любом случае будут рассчитаны за все календарные дни, когда обязанность по уплате налога была просрочена и за налогоплательщиком числилась недоимка (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения не всегда может быть в пользу налогоплательщика.

На подачу апелляционной жалобы у налогоплательщика есть 10 рабочих дней с момента вручения вам решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Течение срока начинается на следующий день после даты вручения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Подать жалобу можно до 24 часов последнего дня срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). После закрытия налогового органа это можно сделать по почте.

Апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через вынесший это решение налоговый орган.

В рассматриваемом случае это означает, что Межрайонная  ИФНС России № 9 по Кемеровской области должна передать жалобу со всеми материалами в Управление ФНС России по Кемеровской области. Сделать это Инспекция должна в течение трех дней со дня поступления жалобы (абз. 2 п. 3 ст. 139 НК РФ).

       Жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ).

       Никаких других требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Это означает, что жалоба может быть составлена произвольно. Главное - правильно обосновать заявляемые требования.

Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается заявителем или его представителем (законным или уполномоченным).

В Жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:

1) наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;

2) персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);

3) наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

4) требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

5) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

7) расчет оспариваемой денежной суммы;

8) перечень прилагаемых документов.

В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

Аргументы следует формулировать кратко и четко со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ. Ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляется жалоба.

В жалобе следует отразить  судебные решения, подтверждающие правоту налогоплательщика. Если есть возможность, следует сослаться на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального УФНС России. Если по спорному эпизоду налоговый орган давал письменные разъяснения, то обязательно надо сослаться на них.

В заключительной части жалобы следует сформулировать свои требования. Налогоплательщик может попросить вышестоящий налоговый орган отменить решение инспекции в полном объеме или в части отдельных эпизодов.

Жалоба должна быть подписана самим налогоплательщиком либо его представителем. Полномочия представителя необходимо документально подтвердить. Например, приложить к жалобе оригинал или заверенную копию доверенности. Также целесообразно заверить документ печатью.

К жалобе налогоплательщик вправе приложить обосновывающие ее документы (абз. 1 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Налогоплательщик может подать жалобу через канцелярию соответствующего налогового органа. Необходимо при этом получить отметку о принятии жалобы на ее втором экземпляре. Отметка должна содержать дату, а также должность, фамилию, инициалы и подпись должностного лица налогового органа. Также жалобу можно отправить по почте. В этом случае рекомендуем использовать ценное письмо с описью вложения.

Вплоть до принятия решения по жалобе налогоплательщик вправе отозвать ее. Для этого достаточно подать письменное заявление. Однако в дальнейшем налогоплательщик не сможет подать повторную жалобу по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).

Если налогоплательщик не успел подать апелляционную жалобу на итоговое решение по налоговой проверке, у него есть еще время на подачу обычной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Подать такую жалобу он может в течение года с момента вынесения итогового решения по проверке (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ). Никаких других требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит.

Порядок представления Жалобы аналогичен вышерассмотренному порядку с представление апелляционной Жалобы.

Решение по жалобе на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение одного месяца со дня ее получения.

Этот срок может быть продлен решением руководителя налогового органа, который рассматривает жалобу (его заместителем), еще на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Причем основанием для такого продления может быть только необходимость получить у нижестоящего налогового органа, решение которого обжалуется, документы или информацию, которые необходимы для рассмотрения жалобы.

 По апелляционной жалобе вышестоящей налоговый орган может (абз. 8 - 10 п. 2 ст. 140 НК РФ):

- оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- принять новое решение с отменой или изменением полностью или частично первоначального решения;

- отменить решение и прекратить производство по делу.

По жалобе на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности вышестоящий налоговый орган может (абз. 2 - 5 п. 2 ст. 140 НК РФ):

- оставить жалобу без удовлетворения;

- изменить решение;

- принять новое решение;

- отменить решение и прекратить производство по делу.

О решении в течение трех дней с момента принятия письменно сообщается налогоплательщику (п. 3 ст. 140 НК РФ).



Вложение: image4532058.jpg

Возврат к списку


Контактная информация

Кемеровская область, 652120, пгт. Ижморский, ул. Ленинская, 63
Телефон: 8 (38459) 2-34-60
Email: adm-ijmorka-rn@ako.ru

Главный редактор: Александр Николаевич Малышко
Телефон: 8-38459-2-33-87
Email: ijmorka@mail.ru